Простыми словами:
Кризис "Доткомов" 1995 - 2001
После ипотечного кризиса 2008 большинство людей во всем мире очень остро воспринимают любую информацию о новых спадах в экономике, зачастую сравнивая мировой экономический кризис с Великой Депрессией 1929.

Что само по себе не совсем корректно, потому что депрессия 1929 года была вызвана по большей части из-за полного отсутствия какого-либо контроля над '"Фондовой биржей".
поэтому
В этой статье я бы хотел рассказать вам о кризисе, который имеет больше общего с тем что мы видели в 2008.

Кризис Доткомов, его еще называют "Доткомовским Пузырем"
- был вызван "Ипотечным пузырем" на рынке недвижимости.
Для начала, давайте с вами разберем что означает такой феномен как "Экономический пузырь".

Если говорить простыми словами "Пузырем" называют сильное отклонение стоимости актива, от его справедливой ценности.

Что значит:
Стоимость какого ни будь "Французского багета" не может быть равна стоимости недвижимости.
Но именно так и происходит, когда мы имеем дело с подобным явлением.

Кстати, если моя предыдущая аналогия с багетом и домом, выглядит абсурдной - то вам наверняка будет интересно узнать, что в 17 веке в Голландии именно так и произошло, только там вместо хлеба продавали тюльпанные луковицы, за одну такую редкую луковицу можно было купить себе целый дом.


XVii век
Эти события остались в памяти людей под названием "Тюльпанная лихорадка" первый в истории экономический пузырь.
Дотком - (от англ. точка com) так прозвали компании чья бизнес модель основывалась на возможностях интернета. И если говорить о причинах этого кризиса, то их было очень много!

В разных статьях и книгах, есть разные объяснении того что тогда произошло, я опишу лишь несколько из них, которые на мой взгляд стали главными причинами краха Доткомовских компании.

причина №1
Есть всего три главные причины возникновение кризиса. И вот первая причина!

Первая причина заключалась в том, что в 90 годы биполярный мир наконец рухнул.

После падения Советского Союза затраты на гонку вооружения больше не требовались, и это не могло не сказаться на финансовом благополучие всего развитого мира, и США в частности.


сша 1990
Не зря в Америке 90 - годы по-прежнему считают последних хорошим десятилетием. Что нельзя сказать про станы бывшего СССР.

Итак, в 90 - годы в США у большого количество населения появились лишние деньги, которые простой народ хотел приумножить.


И вот здесь как раз и можно провести аналогию с Великой Депрессией, ведь что тогда в 20 - годы 20 века что во времена Доткомов, именно наличие денег у простого населения как раз и послужило поводом для возникновения кризиса.

1920
Точно также как в 20 годах прошлого века большое количество людей не знали, что такое "'Фондовый рынок".

Но это не мешало им галопом нести свой деньги на биржу, так же и в 90 - годы большинство людей не знали, что такое интернет и как на нем можно заработать.

Это первая причина, о которой во многих статьях и документальных фильмах обычно не рассказывают. Причина, по которой "Пузырь Доткомов" начал надуваться.
причина №2
Компании - руководители и основатели.

Вторая причина заключается в том, что даже если не обращать внимание на, то что основателями интернет компании были "Гики" из Кремниевой долины - Доткомовскими компаниями руководили их основатели, которые в свою очередь были представителями технического персонала.


!
Стоить понимать, что до этого момента за всю историю человечество, начиная с промышленных революций компании основывали люди из управленческого персонала.

То есть человек, который основывает компанию не умеет работать за конвейером, но зато точно знает, как этим самым конвейером управлять.
причина №3
Интернет тогда воспринимали ни как еще одну площадку для ведения бизнеса, а как "Панацею" от всех болезней.
И наконец Третьей, и самой главной на мой взгляд причиной краха Доткомов стало то, что в те годы многие люди действительно поверили, что сам выход компании в интернет автоматический гарантирует ее успех в будущем.

Что правила игры и принципы ведения бизнеса, которые складывались на протяжение всего 20 века, вдруг изменились, и что теперь возможно абсолютно все!


!

Но это конечно же было не так.

И опыт таких компании как eBay или Amazon (которые пережили кризис Доткомов) доказывают, что интернет может привести к успеху только тогда, когда в классическом формате сам бизнес существовать не может.
например
Amazon выжила из сотни других компании Доткомов в основном потому что они начинали как простой интернет магазин по продаже книг.

Но основным смыслом бизнес модели Amazon - была "Аксиома" о том, что в физическом мире построить магазин по продаже книг в котором бы умещались все книги, когда-либо созданные человечеством, просто невозможно.

Но как мы знаем создать такой магазин при помощи интернета можно вполне.


!

Именно поэтому Amazon стал тем, кем он является сегодня!


И так это были три главные причины кризиса Доткомов
Теперь вы знаете что такое "Доткомовский пузырь" и почему история будь это Великая Депрессия или кризис Доткомов, всегда повторяется.
Оцените пожалуйста пост!
Читайте и остальные статьи в моем блоге и не забывайте делиться с друзьями ссылкой, если материал вам понравился!
Айкен Каратаев
CEO Центр профориентации